Отказы электронных зондов для установок ГНБ: причины и следствия

Электронные зонды для установок горизонтально направленного бурения (ГНБ), устанавливаемые в буровых головках, могут работать безотказно много лет, но могут отказать и при первом же проколе. Анализу причин столь широкого разброса временных рамок безотказной работы зондов ГНБ посвящена эта статья, основанная на опыте восстановительного ремонта зондов серий MARK, ECLIPSE, LT фирмы «Digital Control Inc.» и серии SubSite фирмы «Charles Machine Works Inc.» Кроме того, для буровых мастеров и операторов установок ГНБ может быть полезным описание поведения зондов при нештатных ситуациях. Автор понимает, что подобные разъяснения не могут заменить практический опыт, но помогут лучше его использовать и позволят избежать лишних расходов на приобретение новых зондов.

Причины отказов электронных зондов, пути решения проблем

Структура и конструкция зондов ГНБ разных фирм и разных серий очень похожи. Монтируемый в головке бура, зонд состоит из датчика наклона продольной оси по отношению к горизонту, датчика крена («часов»), импульсного стабилизатора, микроконтроллерного блока обработки и антенного драйвера с ферритовой «антенной». Все элементы залиты влагоустойчивым компаундом и помещены в пластиковый корпус, обеспечивающий свободное распространение силовых линий переменного магнитного поля ферритовой «антенны». Конструкция на примере зонда серии MARK приведена на рисунке 1.

8_1.jpg

Существует три основных причины отказа электронных зондов для ГНБ: перегрев, сжатие, проникновение бурового раствора к элементам электронного блока. Четвертая причина (относитель но редкая) – отказ элементов электронного блока в силу производственного брака или человеческого фактора.

Перегрев зонда

Во время бурения изменение характеристик породы может привести к сильному разогреву буровой головки даже при наличии интенсивной подачи бурового раствора. Для контроля температуры служит температурный датчик, установленный в электронном зонде. К сожалению, при передаче данных от зонда на поверхность температура не является приоритетным параметром. В зондах серий MARK, ECLIPSE, например, шаг измерения температуры составляет 4°С, период обновления информации несколько секунд. Кроме того, сам датчик температуры не соприкасается непосредственно с материалом буровой головки, т.е. значение температуры нарастает относительно медленно. Поэтому прежде чем оператор буровой установки успеет ослабить давление на буровую головку, может произойти значительный нагрев головки и в дальнейшем соответственно электронного зонда. При этом оператор может наблюдать рост температуры даже после остановки вращения – нагрев не сразу доходит до датчика температуры. Могут быть несколько последствий для электронного зонда изза перегрева. Оператор вовремя среагировал на звуковой сигнал (скорость нарастания температуры выше допустимой), ослабил давление на головку, увеличил расход бурового раствора – через некоторое время (несколько минут), показания температуры снизятся до нормальных, можно продолжать бурение. Оператор опоздал с выше указанотмеченные на рисунке 1, особо чувствительны к таким сжатиям и ударам. Это достаточно распространенная причина отказов при использовании буровой головки с открытыми продольными щелями. Практически все производители буровых головок используют различные «ноу-хау» для усиления этого слабого участка.

8_2.jpg

Наиболее кардинальным решением является заполнение щелей буровой головки изоляционным абразивоустойчивым материалом, типа стеклотекстолита, хорошо работающим на сжатие и использование гнезда увеличенного диаметра для зонда. Центрировать при этом зонд в гнезде удобно или стандартными средствами (резиновыми кольцами), или двумя подмотками из изоляционной ленты, расположенными на расстоянии 40…50 мм. от концов зонда. Если на корпусе видны следы от продольных щелей, то следует быть готовым к скорому отказу зонда.

8_3.jpg

Один из вариантов укрепления щелей в буровой головке приведен на рисунке 3. Толщина пластины – по ширине щели (стеклотекстолит хорошо работает на сжатие, т.е. щели не будут «играть»). Абсолютной герметичности можно не добиваться – тонкие трещины в заливке все равно появятся, но внутрь будет попадать только самая мелкая фракция взвеси бурового раствора, т.е. вероятность заклинивания зонда в гнезде снижается. Зазор между корпусом зонда и гнездом в буровой головке – 1,5…2 мм. или больше (полезно со всех сторон: снижение потребления и отсутствие заклинивания). Для центровки зонда — две подмотки из изоляционной ленты или армированного одностороннего скотча.

Потеря герметичности корпуса зонда – проникновение бурового раствора к элементам электронного блока

Возможны две причины потери герметичности: механическое повреждение и перегрев. Визуально потерю герметичности можно спрогнозировать по изменению, например, размера щели межу корпусом батарейного отсека и пластиковым корпусом (в зондах серии SubSite используется резьбовое соединение и этот метод неприменим). Перегрев практически всегда вызывает коробление пластиковых элементов корпуса с потерей герметичности. Опасность потери герметичности заключается в постоянной, методичной электрокоррозии элементов электронного блока. Наиболее быстрый отказ зонда наступает при проникновении бурового раствора к элементам IIIa, IIIb зонда.

Приведенные в настоящей работе причины отказов электронных зондов для ГНБ, их проявление и некоторые пути предотвращения нарушения работоспособности появились в результате многолетнего опыта восстановительного ремонта зондов. Надеюсь, что количество отказов зондов на основании рекомендаций уменьшится, но надо учитывать, что основные причины отказов всегда обрастают массой нюансов, не позволяющих полностью исключить отказы зондов в процессе работы.

Использованы материалы сайта:
www.трубопровод.рф
Автор:
А.Л. Наговицын (Россия, Челябинск).

Print This Page Print This Page

Обучение

copr.jpg

Новый выпуск

NO-DIG обозрение

obl2014_1.jpg

Архив новостей

АСБТ в:


Одесский завод строительно-отделочных машин

Fatal error: Call to undefined function feed_subscribers() in /home/novtec12/no-dig.odessa.ua/www/wp-content/themes/fervens-a/ferevens-a/sidebar-2.php on line 72